Русские романы 2019 года

О некоторых современных русских романах, прочитанных в 2019 году:

  1. Роман Сенчин “Дождь в Париже” — самый сильный, на мой взгляд, роман года, занявший, к сожалению, лишь 5 место по итогам премии “Большая книга”. Сюжет простой: уже не молодой человек приезжает из Кызыла в туристический поездку в Париж, неделю там пьет и вспоминает всю свою жизнь. Но!  Глубокий психологизм, тема любви к родине,  судьба поколения, смысл жизни, в конце концов. Все просто, а душу вывернул, до слез довел!  К 374 странице достигнут эффект катарсического переживания, автор заставляет осознать неповторимость и непоправимость жизни, прикоснуться к экзистенциональному ужасу.
  1. Алексей Сальников “Опосредованно” — уникальный роман, гениально сочетающий возвышенно-поэтические образы и бытовую повседневность, сквозь страницы которого так же, как и в “Петровых…” (наверное, ухмыляясь) проглядывает Гоголь. Реализм с (фантастическими) допущениями: учительница математики Лена живет свою обычную и тихую жизнь в провинции, тайно занимаясь сочинением запрещенных законом (!) стишков. (Где-то в середине короткого списка “Большой книги”.)
  2. Захар Прилепин “Некоторые не попадут в ад” — документальный роман об участии автора в военных событиях на Донбассе и его дружбе с Александром Захарченко. Стремительно выговоренный (написанный за 1 месяц) монолог, в котором звучит обнаженность боли от происходящего. Про веру в идею, идеалы и дружбу, про ответственность, выбор, военную повседневность… Читается на одном дыхании.
  3. Евгений Чижов “Собиратель рая” — прекрасный, глубокий, гармоничный роман о попытке преодолеть время, об отношениях сына и матери, о болезни и старости. Основное действие — в Москве 90-х; Кирилл знает секреты времени и становится “королем” барахолки. Тщательно написанный, стилистически и композиционно выверенный, текст очаровывает своим прохладным медитативным настроем, увлекает идеями и образами-двойниками.
  4. Гузель Яхина “Дети мои” — принято говорить, что это роман о немцах Поволжья. Это, конечно, так. Время действия примерно 1917-1937. Но это только фон. Для меня роман интересен образом главного героя, школьного учителя Якоба Баха, развитием его характера, его мистическим мировоззрением и тем, как он выстраивает свои отношения с людьми и с Богом.  (Третье место “Большой книги”.)
  5. Григорий Служитель  «Дни Савелия» — да, про кота. Но читать обязательно! Хорошо написанный текст проникнут любовью, состраданием к людям, каким-то даже не снисхождением, а прощением их слабостей. Нежная и строгая, грустная и мудрая книга. (Второе место “Большой книги”.)
  6. Евгений Водолазкин “Брисбен” —  добрый, умный и безжалостный роман об известном музыканте, вынужденном из-за болезни прекратить выступления. На мой взгляд, образец лучшей современной прозы: язык и стиль безупречны. Правда, есть сцены в достоверности которых сильно сомневаешься, и ближе к финалу сюжет как будто сбивается с ритма, торопится, спотыкается, словно дописывалось все это, потому что уже пора срочно дописать. (4 место Большой книги.)
  7. Борис Клетинич “Мое частное бессмертие” — масштабный (почти роман-эпопея) текст, вырастающий из многоголосья различных поколений одной семьи. Присоединение Бессарабии к СССР, провинциальный городок Оргеев, блокадный Ленинград, брежневских времен Кишинев и Москва, знаменитый шахматный матч Карпов-Корчной на Филиппинах — история страны струится сквозь судьбы героев. Роман обильно нагружен сюжетными загадками, совпадениями и одновременно оставляет впечатление недоговоренности, незаконченности  — короче, оторваться невозможно.
  8. Александра Николаенко “Небесный почтальон Федя Булкин” — Какая добрая и сильная книга! 1982-83 годы.  Мальчику Феде 6 лет — в его монологах и диалогах с бабушкой — вся жизнь: про Бога, про конфеты и колбасу, про любимую игрушку Царь-зайца и про погибших родителей. Смешное и трагическое рядом. Пронзительно. Без сентиментальности и слащавости.
  9. Андрей Рубанов “Финист — ясный сокол”  — роман, получивший в этом году премию «Нацбест». Ведическая сказка (сюжет традиционный), наполненная мудростью, знанием, историческим колоритом и ярким авторским вымыслом. Три рассказчика, но к сожалению, речь каждого из них мало индивидуализирована. Главный герой, скорее, не Финист, а ищущая его Марья.
  10. Андрей Аствацатуров “Не кормите и не трогайте пеликанов” — название позаимствовано с таблички в одном из парков Лондона, а сам роман (по признанию автора) является продолжением его книги “Осень в карманах”. Во-всяком случае, легко опознается тот же главный герой, интеллигент, отстаивающий свое “пеликанство”, — принципиальный и нелепый, тактичный и уязвимый. Жизнь продолжает сталкивать его с совершенно разными людьми, окунать в неожиданные ситуации, но он лишь с интересом наблюдает происходящее и не позволяет окружающим нарушать границы его личного пространства.
  11. Вячеслав Ставецкий “Жизнь А.Г.” —  очень своеобразный и яркий роман о якобы испанском диктаторе, его правлении и свержении его диктатуры. Но на этом все только начинается — далее неожиданные трансформации и серьезнейшие философские вопросы. Стиль чем-то похож на Борхеса. По тексту чувствуется большой потенциал автора;  роман в коротком списке «Большой книги».
  12. Яна Вагнер “Вонгозеро” — постапокалиптический травелог о компании, стремительно уезжающей от надвигающейся болезни из Москвы в Карелию. Экранизация “Эпидемия” только что вышла на платформе “Премьер”. В романе, в отличие от сериала, в центре рассказа женщина и ее переживания. Интересным этот роман делает не только динамичный сюжет, но и глубокий психологический анализ характеров героев и их поступков (этим же силен и второй роман Вагнер — “Кто не спрятался”).
  13. Виктор Мартинович “Ночь” — еще один постапокалиптический травелог, но больше с философским подтекстом. Однажды утром не взошло солнце и электричества тоже больше нет (только батарейки — они и становятся основной валютой). И дальше это роман испытаний: герой (Книжник) направляется из Минска в сторону Непала, где во время катастрофы находилась его любимая. Автор советовал воспринимать текст как философскую притчу. Безусловно, текст прежде всего про поиск себя и про поиск Бога.
  14. Алексей Слаповский “Неизвестность” — история нескольких поколений одной русской семьи от начала 20 века до наших дней, рассказанная в разных жанрах (дневник, интервью, документы, рассказы). Атмосфера эпох проступает сквозь судьбы людей. Люблю такие романы, но есть осадочек: что-то такое похожее уже читала.
  15. Анна Козлова “Рюрик” — увлекательный, мастерски сделанный роман с почти детективной линией, да еще пропитанный социальной иронией (до сарказма). Динамичный сюжет заставит прочесть за сутки. История о девочке-подростке, которой довелось заблудиться в лесу.  Как она оказалась и смогла ли выбраться? И еще, конечно, это роман об искуплении. Искуплении вины.
  16. Дмитрий Глуховский “Текст”— остросюжетный триллер с элементами психологизма; недавно экранизирован. Отсидевший 7 лет в тюрьме по ложному обвинению, герой возвращается в Москву и мстит своему обидчику. А потом, завладев его смартфоном, несколько дней живет его жизнью. Сюжетные ходы выстроены настолько грамотно, что скорее всего не сможете отложить книгу, пока не дочитаете до конца.
  17. Любовь Баринова “Ева” — еще один психологический роман о мести (во многом похожий на предыдущий в списке): обиженный осуществляет свою месть, но при этом страдают и невиновные люди, и совестливому герою приходится с этим как-то разбираться. Интересно рассказанная история о судьбах сестры и брата, но сюжетно перенасыщенная (материала хватило бы на три романа) — автор цепко держит читательское внимание, упуская при этом достоверность ситуаций и образов, прежде всего образ заглавной героини. Роман тоже скоро будет экранизирован.
  18. Тим Скоренко “Эверест” — увлекательное, самоуверенное до наглости повествование: автор пишет как будто ломится в гору. Почти детективная интрига: кто же все-таки первым достиг вершины? Профессиональное знание альпинистских реалий и при этом описание любовных интриг и блумсберрийского общества на уровне бульварного романа.
  19. Линор Горалик “Все способные дышать дыхание” — фантастическая история о том, что произошла масштабная катастрофа (да, постапокалипсис номер 3 !!!), случились разрушения, поменялся климат, но главное — все животные теперь разговаривают, как люди. И здесь появляется много этических вопросов…. И текст иногда построен так, что можно запутаться, про животное или про человека идет речь… Стилистика специфическая.  (В коротком списке «Большой книги».)
  20. Шамиль Идиатуллин “Бывшая Ленина” — неудачный роман о жизни женщины средних лет, о политических интригах провинциального масштаба и об опасной городской свалке.

Да, это была попытка определить если не рейтинг, то скорее некую шкалу значимости для меня прочитанных текстов. Не то, чтобы банальное  хороший/плохой, а насколько эти романы осчастливили, наполнили и расширили мою жизнь. А это, конечно, крайне субъективно.

В уходящем году судьба благосклонно предоставляла возможности лично сказать “спасибо”(в Москве или во Франкфурте) большинству авторов из верхней части списка. Меня (как филолога-русиста по образованию) не могут не радовать тенденции возрождения русской прозы. О большинстве из вышеперечисленных романов я писала на фб подробнее в течение года (некоторые отзывы где-то были опубликованы) — так что прошу прощения за повторы. И читайте! Сейчас есть, из чего выбирать!