Лучшее прочитанное мной в 2018:

1. П.А.Вяземский «Записные книжки» — Люблю пушкинскую эпоху в литературе, «золотой век», гармонию изящной словесности; все прочее прочитанное неизменно сверяется с этим эталоном.

2.В.Г.Зебальд «Кольца Сатурна» — Недельное паломничество-прогулка по графству Суффолк — лишь повод для увлекательного рассказа. Достойная, умная, интересная, стилистически безупречная медитативная проза в хорошем переводе. См мой отзыв в фб (февраль 2018). Сейчас читаю его восхитительные «Головокружения».

3. «Воденников в прозе» — Сборник коротких эссе, впечатлений-зарисовок о стране, о любви, о людях. Так вот бывает: влюбишься в текст и таскаешь его везде с собой, ибо вдохновляет, возвращает к поэтично-ироничному восприятию мира.

4. А. Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него» — Новаторское и в то же время какое-то гоголевское виденье; бытописание и чертовщина, кружево совпадений и вопросы о главном.

5. Е. Водолазкин «Брисбен» — А здесь, на мой взгляд, традиции тургеневского психологизма; главный герой —музыкант, наш современник показан во внутренней эволюции и задается (как обычно у Водолазкина) вопросами о смысле жизни. И конечно, лучший русский язык.

6. Дм.Быков «Июнь» — Ювелирная литературная конструкция, роман-игрушка с серьезным содержанием; действие в Москве накануне ВОв. В прошлом феврале написала в фб длинно.

7. Ромен Гари «Обещание на рассвете» — Нежное, трогательное повествование о любви матери и сына. (Давно надо было прочесть!) И такое творческое, авантюрное отношение к жизни!

8. Кр. Бейкер Кляйн «Картина мира» — Ясная и немного грусная история об упрямой, гордой и сильной женщине, которая осталась верна себе, и судьба подарила ей роль музы художника. Чудный перевод Шаши Мартыновой.

9. А.Архангельский «Бюро проверки» — Роман интересен тем духовным запросом, поиском главного героя, который стремится изобразить автор, за это можно простить некоторые сюжетные и стилистические огрехи. Герой — аспиратн философского факультета, действие в Москве времен Олимпиады. См мой отзыв в начале августа.

10. Кс.Букша «Открывается внутрь» — В коротких, сюжетно связанных рассказах возникает полифония современого Питера (да, наверное в лучших традициях Достоевского). И все было бы ужасно, если бы не человеческая доброта.

11. М.Степанова «Памяти памяти» — Читаю сейчас; впечатление: Зебальд по-русски и по-женски. И если Зебальд смотрит на Европу сквозь частности, то Степанова, наоборот, на свою семью сквозь историю страны.

Еще по-разному интересное:

Х.Янагихара «Люди среди деревьев»,

Дж.Сондерс «Линкольн в бардо»,

П.Басинский «Посмотрите на меня»,

А.Ливергант «Вирджиния Вулф: моменты бытия»,

Дж.Стивенз «Ирландские чудные сказания»,

А.Терехов «Каменный мост»,

Анна Гавальда «Я признаюсь».

Помогли сориентироваться в культурном пространстве:

А.Долин «Оттенки русского» — почти все о современном русском кино,

Г.Юзефович «О чем говорят бестселлеры?» — разное интересное о книгах, премиях и литературных процессах,

А.Наринская «Не зяблик» — о книгах, фильмах, событиях в обществе — эмоционально, умно и беспощадно.

Разочарования:

Д.Тарт «Щегол» — Если задаться всерьёз вопросом, что из себя представляет главный герой, то читать не стоит; просто потому что такое недостойно внимания.

А.Рой «Бог мелочей» — Даже отличный перевод Леонида Мотылева не спас от разочарования в героях и их поступках.

Дж.Коу «Дом сна» — При всей любви к Коу не терплю глупости в сюжете.