Художественный образ

Средства его создания. Место в системе образов произведения.

Художественный образ — то представление о предмете (чаще всего человеке), которое появляется в воображении читателя в процессе чтения произведения. В драматургических произведениях воплощение образа мы видим на сцене.

С другой стороны, художественный образ — это продукт, результат художественного творчества автора, созданный с помощью изобразительно-выразительных средств.

Художественный образ отражает и одновременно обобщает действительность, преобразует ее с помощью авторской фантазии.

Специфику художественного образа обуславливает жанр произведения: образ романтический, исторический, комический и т.п.

Средства создания образа.

  1. портрет — глазами автора или персонажа; краткий или подробный; исключительно внешний или психологический; если в тексте несколько портретов — интересно их сопоставить;
  2. черты характера, которые проявляются в действиях и поступках, поведении героя;
  3. прямая авторская оценка героя (например в “Мертвых душах” — “Итак, припряжем подлеца” — автор о Чичикове);
  4. композиционные элементы: предыстория, эпилог;
  5. как относятся к герою другие персонажи, как они его характеризуют;
  6. речь — диалоги и монологи (могут быть внутренние, как, например, у Раскольникова), споры; речь имеет первостепенное значение в драматургическом произведении;
  7. письменная речь героя: письма, дневники, документы;
  8. название произведения, отдельных глав, эпиграфы, имя самого героя;
  9. жилье героя — дом, квартира, интерьер;
  10. художественные детали — одежда, личные вещи;
  11. природа глазами героя или как средство его характеристики;
  12. сны героя — психологический аспект, подсознательное;
  13. особые авторские приемы создания образа: например, круг чтения героев в “Евгении Онегине” или прием подслушивания и подглядывания в “Герое нашего времени”.

Композиция образа. Какие из вышеуказанных средств и в какой последовательности были использованы автором.

Место в системе образов.

  1. главный или второстепенный;
  2. композиционная роль, роль в развитии действия, например связывающий образ;
  3. входит ли в любовные линии, треугольник;
  4. каким образам и по каким принципам противопоставлен, система оппозиций, сравнения, антиподы;

Какие цели преследовал автор, создавая этот образ?

Насколько убедительным, ярким является этот образ?

Стал ли он нарицательным?