И снова на острове Мартас-Винъярд…

О романе Ричарда Руссо «Шансы есть…» (Фантом Пресс, 2021, перевод Максима Немцова)

Роман «Шансы есть…»(2019) одного из наиболее заметных современных американских прозаиков Ричарда Руссо (лауреата пулитцеровской премии за роман «Эмпайр Фоллз», 2001) — история ностальгическая, психологическая и отчасти детективная, при этом с очень динамичным сюжетом. Агент по коммерческой недвижимости Линкольн, мелкий независимый издатель Тедди и музыкант Мики — друзья со времен учебы в колледже — собираются на выходные, точнее на четыре дня, в доме Линкольна (в котором он, впрочем, не живет) на острове Мартас-Винъярд в Массачусетсе.  Встреча эта происходит в августе 2015 года, им по 66 лет, и для каждого из них она неизбежно перекликается с подобной общей встречей в июне 1971 года, когда они отмечали здесь завершение колледжа и готовились вступить во взрослую жизнь. Но тогда их было четверо: с ними была девушка по имени Джейси, в которую все трое были влюблены, но она собиралась замуж совсем за другого парня. Сразу после той встречи она пропала. 

Тайна исчезновения Джейси двигает сюжет — девушка в памяти друзей, и поэтому ее присутствие как будто ощущается в настоящем. Радость встречи и ностальгические воспоминания, долгие разговоры, подозрения и выяснения отношений. Старт жизни в 22 года и финишная прямая в 66. Какие выборы были верными? Каким мечтам не суждено было сбыться? Что еще можно изменить? И так ли хорошо они знают друг друга? Попутно возникает много нюансов этических и нравственных, и дело доходит даже до философских вопросов. 

На последних страницах книги, например, размышления Тедди на (столь любимую мной) тему об осмысленном выборе, о судьбе и свободе воли. «Что, если тебе дается осмысленный выбор, а то и не один, который способен изменить твою траекторию? …  Состязание между судьбой и свободой воли такое скособоченное оттого, что люди неизменно принимают одно за другое — яростно бросаются на то, что закреплено и непреложно, в то же время пренебрегая тем, чем поистине могут управлять сами». Вечный вопрос: что следует в жизни смиренно принять, а что можно (и должно) изменить? 

Близка к этому и другая важная в романе тема — «люди меняются». Особенно меняются мужчины в близких отношениях с женщинами. Однако «Кривая это дорожка — давать женщинам то, чего они хотят», — считает один из персонажей. Но вот Линкольн — «подкаблучник», и у него иная точка зрения. Кто из них прав? 

«Шансы есть…» — название эстрадной песни, которая звучит фоном для всей этой истории. Так как один из героев музыкант и звукооператор, то песен и музыки в романе немало. Она помогает передать атмосферу эпохи конца 60-х — начала 70-х: секс, наркотики, рок-н-ролл. Другим фоновым мотивом тех времен, определяющим судьбы многих, проходит война во Вьетнаме. 

Признаюсь, что прочесть этот роман мне захотелось в общем тоже из соображений ностальгических. В годы жизни в Массачусетсе мне доводилось пару раз бывать на острове Мартас-Винъярд; помню его тихие пляжи и чаек в небе, паром с континента и некое ощущение безмятежности и умиротворенности, свойственное этому месту. История трех друзей и их подруги Джейси написана Руссо очень кинематографично (прямо киноповесть); полагаю, что её вскоре экранизируют, и надеюсь, что снимать будут действительно на Мартас-Винъярд.

И еще добавлю, что это честный в детективном плане роман: все точки над i будут расставлены, все сюжетные узелки развяжутся, любопытство читателя будет удовлетворено. «Чем глубже и дольше что-то остается захороненным, тем больше в нем силы, когда наконец выйдет наружу». 

Опубликовано Татьяна Веретенова

Филолог, литературный критик.