Коротко о книгах Ольги Балла

Признаюсь, пару лет назад буквально влюбилась в тексты Ольги Балла — именно такой случай, когда «ах! так не бывает!». Спасибо за то, что бывает! За то, что такое есть в русской литературе! Интеллектуально и воздушно, искренне и глубоко, наблюдательно и безупречно, гармонично и системно. Ольга наполняет окружающее вниманием, превращает ткань повседневности в смыслы, формулирует и выговаривает их. Она замечает практически все, что происходит в русской литературе, и обладает какой-то запредельной работоспособностью, ежедневно (ой, еженочно) создавая по несколько текстов. Я многое люблю в современной русской прозе (и стараюсь по мере возможности писать об этом), но про книги Ольги Балла я писать почти не решаюсь, потому что то художественно-смысловое пространство, в котором она творит и существует, настолько беспредельно безмерно, что охватить и описать его, на мой взгляд, нереально, остается лишь пребывать в восхищении и читать, читать, читать… Позволю себе очень кратко назвать те ее книги, в чтении которых пребываю последнее время:

  1. «Упражнения в бытии» (Совпадение, 2016) — книжечка-подборка текстов эссеистического плана, писаных в ЖЖ в 2006-2007 годах. Тематика разнообразная, преимущественно отвлеченная: «о чувстве текста», «о смыслах повторения», «о пластичности», «о счастии», «об интересном», «о смирении», «оправдание ноября», «соматика смысла», «сквозняк»…

Цитаты: «О счастии»: «В состав счастья как жизненного состояния непременно должны входить: (а) свобода (понятая не как отсутствие привязанностей/связанностей, но как внутренняя нестесненность) и (б) отсутствие вины (чувства и понимания ее)». 

«Об уме»: «Мне издавна кажется, будто ум — разновидность честности. Разновидность полноты отчета самому себе — прежде всего, а затем и другим — в происходящем в мире. Ценность  интеллекта, то есть, кажется мне прежде всего этической».

  1. «Время сновидений» (Совпадение, 2018) — книжечка тоже не толстая, еще более эссеистическая, по содержанию — этакая автобиография, но не событийного плана, а уровня восприятия мира от первых детских воспоминаний-впечатлений («крупное», «жуткое», «первовещи», цвета и запахи, значительное и звуки), создающих первичный внутренний ландшафт, к выработке смыслов («ортопедия смысла»), осмыслению пространств и дома, памяти, потерь и убывания и в заключение — возвращение к первоэлементам («Первоэлементы: метафизическая кириллица»).

Цитата: «По буквам»: «У читателя с текстом — заговор: против всего, что не входит в их отношения. … Совершенно как в интенсивно прожитые отношения с человеком… Текст требует чувственных отношений с ним, да. Даже самый умозрительный».

  1. «Библионавтика» (Совпадение, 2021) — «прихотливым образом структурированное собрание текстов о книгах (по преимуществу — в жанре рецензий)», точнее, восемь глав по восемь текстов каждая. Названия глав действительно прихотливы и в основном многозначны: «Изготовление смысла», «Практическая метафизика», «Воспитание слова»… Тексты о книгах прозаических и поэтических, художественных и документальных, русских и зарубежных.

Цитата: «Книги — форточки, открываемые в духоте индивидуального существования. Причем действуют они в этом качестве всем сразу — и ощупью, и запахом, и цветом, и шрифтом (да! есть такая вещь, как «глупый» и «умный» шрифт, и это — один из серьезных критериев выбора книги для чтения). Да уже одной только фонетикой своих названий, их, если угодно, чувственным обликом, — именами авторов (даже тех, о которых ничего не знаешь), вкусом и объемом составляющих их гласных и согласных». 

  1. «Пойманный свет» (Издательские решения, Ridero, 2020) — «смысловые практики в книгах и текстах начала столетия». Избранные рецензии за первые два десятилетия 21 века, организованные опять-таки довольно прихотливо в семь глав по семь текстов. Названия глав: «Обживая пространства», «Сопротивляясь истории», «Изъясняя неизъяснимое», «Изумляясь человеку», «Соединяя разорванное, пересекая границы», «Упорствуя в смысле», «Собирая рассеянное». Рецензии на современную русскую и зарубежную прозу — художественную, нон-фикшн, эссеистику, сборники. 

Цитата: «Всякий, что бы ни делал, пишет своей работой собственную смысловую (и эмоциональную) биографию, и автор тут — не исключение».

  1. «Дикоросль» (Семь искусств, Ганновер, 2020) — короткие (от одного предложения до трех страниц) дневниковые записи автора за 2019 год (365 страниц, кстати), «часть Бесконечного Текста, который пишется примерно всегда и не намерен заканчиваться; подстрочные записи к самой себе». Каждый фрагмент озаглавлен; записи не столько о фактах (хотя времена года прослеживаются), сколько о понятиях отвлеченных, например «Об оправданиях», «О формах жизни», «О легкости», «Привлечь к себе любовь пространства», «Освобождение от несбывшегося»… Настолько высший пилотаж рефлексии, что текст преодолевает границы жанров эссеистики и дневниковости, вырабатывая некую новую жанровую сущность, которой нет пока другого имени, кроме как «дикоросль».  Это самая моя любимая книга, потому что от нее такое впечатление, что вот коротко и ясно мне объяснили, что такое наша повседневная жизнь, то есть как будто все знакомо на уровне ощущений, но впервые видишь в словесном выражении и сразу узнаешь.

Цитата: «Передать»: «Теперь знаю, в чем была — общая всем — роль значимых для меня людей: они насытили меня жизнью, передали ее мне. Нет, она мне не принадлежит, скорее я — ей. Они мне её передали, чтобы я жила ее дальше. И увеличивала, сколько смогу.

            Моя задача — передать кому-нибудь ещё.

Вот простая, так сказать, «техническая» формула «смысла жизни»: взять её, трансформировать/нарастить — и передать».

  1. «Дикоросль-2» (Семь искусств, Ганновер, 2021) — второй том дневниковых записей, теперь за 2020: «О счастии», «О красоте», «О сути желаний», «Вопреки очевидности», «К соматике смысла», «Я и оно», «В глубину» — о главном, о сути, по существу. Ещё больше мудрости и глубины.

Цитаты: «И если какие-то интуиции во мне с годами возрастают, то среди первых — несомненно интуиция единства вещества жизни, из которой «сделано» все».

«… осмысленность важнее счастья, важнее настолько, что практически тождественна ему, а с ним и полноте жизни, поскольку полна (ну, в моем исполнении) исключительно та жизнь, которая всласть прорефлектирована».

Еще существуют: 

«Примечания к ненаписанному» (т.1-3, USA: Franc-Tireur, 2010)  и 

«Сквозной июль» (Издательские решения, 2020). 

Опубликовано Татьяна Веретенова

Филолог, литературный критик.