О романах Марины Степновой

«Женщины Лазаря» (2011) — история жизни и любви (а также нелюбви) трех женщин разных поколений (Маруся, Галина, Лидочка), так или иначе связанных с гениальным ученым Лазарем Линдтом. Описанные события охватывают временное пространство от 80-х годов 19 века до 90-х века 20-го; действие — в Москве и в провинции. Фон исторических событий очевиден и узнаваем, но приглушен. Смысловый акценты текста — на особом рисунке индивидуальной судьбы каждой из героинь. Роман стал лауреатом премии Большая книга-2012.  

«Безбожный переулок» (2014) — рассказ о необычной судьбе врача Ивана Огарева (1968 г.р.), особенностях его характера и нескольких ключевых моментах, когда его выбор меняет дальнейшую жизнь. Почти все действие — в Москве (некоторые персонажи живут в Безбожном переулке). Классический (пронзительный) любовный треугольник, отношения с родителями, профессиональный долг, неожиданная тема сумасшествия и яркий, реалистичный финал. 

«Сад» (2020) — долго (9 лет) и старательно писанный роман. Конец 19 века, богатая дворянская усадьба в Воронежской губернии (там же и сад), семейство князей Борятинских… У княгини рождается поздний ребенок — дочь Наталья (Туся). И далее это роман о воспитании и его результатах. История композиционно завершена, но финал остается полуоткрытым. Образы многих героев имеют реальные исторические прототипы, но при этом в тексте появляются и реальные исторические персонажи — например, Александр Ульянов.

Есть еще ранний роман «Хирург» (2005) — более слабый на фоне прочих романов Степновой, но заметно лучше многих среднестатистических женских любовных романов. Довольно искусственное переплетение двух историй: повествование о жизненном пути талантливого современного пластического хирурга Аркадия Хрипунова и любимой им женщины перемежается с рассказом о жестоком средневековом тиране и пророке Хасане ибн Саббахе.

Романы Марины Степновой отличаются очень (запредельно) высокой степенью эмпатии, возникающей по отношению к героям. Степнова умеет мастерски увлечь читателя, и прямо-таки не замечаешь, как сонастроился с героем и уже ему сочувствуешь. Поэтому романы и прочитываются быстро, то, что называется «на одном дыхании». На это, на мой взгляд, работают три фактора:

  • психологизм (яркие, достоверные характеры, сильные, но реалистичные эмоции и чувства),
  • язык (вкусный, сочный, и одновременно простой, точно выверенный),
  • изображение истории, эпохи (узнаваемые приметы недавнего времени, тщательная прорисовка примет ушедших эпох); в романе «Сад» — история проявлена и в устаревшей лексике: свивальник, полушка, охлюпкой, щанки, отнорочек. 

Многие читатели и критики (и я в их числе) упрекали автора (особенно касательно недавнего «Сада») за отсутствие общей цели, идеи текста. С одной стороны, это так. Но прочтите фрагмент:

«… подошел, поразительно остро чувствуя себя самого — и сидящую в кресле молодую женщину. Ее тепло, запах — плотное сияние, стоявшее вокруг. Маля вся была в коконе этого тепла и аромата — лопнувший от спелости полосатый арбуз, горячие персики, помидорная ботва, срезанная крепкой тяпкой. Полдень. Август. Бродить по саду. Слушать, как падают яблоки. Целоваться.»

Нет, это не «Сад». Это «Безбожный переулок». Но дело в том, что Степнова всегда, в каждом романе пишет этот сад: арбуз, ботву, яблоки, малину, целоваться — все вот это сочное, цветущее, вкусное, что есть сама жизнь, сама любовь. И никаких здесь целей и идей и быть не может, потому что (понимаю, что ступаю сейчас на тонкий лед) это проза женская, женская в самом лучшем смысле, не отягощенная мужским взглядом на мир с его результатами, целями, идеями. Нет, просто жить, просто цвести, просто быть сочной, просто любить. 

Опубликовано Татьяна Веретенова

Филолог, литературный критик.