О книге «Новый град Китеж» (Т.Горичева, Ю.Мамлеев) + цитаты

Татьяна Горичева, Юрий Мамлеев «Новый град Китеж» (Традиция, 2020)

Так светло, радостно, отрадно было на душе от этой книги последнюю неделю, что не решусь о ней умолчать. Анализировать  тоже не решусь — слишком она глубока и серьезна.  Обозначу лишь несколько ключевых моментов и приведу впечатлившие цитаты.

Книга имеет подзаголовок «Философский анализ русского бытия» и впервые была опубликована в Париже в 1989 году. Состоит из трех частей и приложения. Первая часть «Об истощании в русской культуре» написана Татьяной Горичевой и представляет собой собрание коротких статей: «Святое и творческое начало», «Заступница усердная», «Светлая мгла», «Стыд и бесстыдство»,…, «Детскость», «Нищета», «Сиротство», «Истощание истощания» — направленных на понимание русской духовности и религиозности. Эта часть дополнена коллекцией цитат из русской духовной, философской и светской художественной литературы (например, жития, Свт. Тихон Задонский, Преп. Силуан Афонский, В.А.Розанов, Н.А. Бердяев, Ф.М.Достоевский, П.Я.Чаадаев).

Часть вторая — это обширная статья Юрия Мамлеева «Философия русской патриотической лирики», в которой он, анализируя многим с детства знакомые стихи, стремится уловить то, что скрыто, обозначить тот метафизический, даже мистический образ России, что представлен в русской патриотической лирике. Третья часть — «Избранные стихи русских поэтов о России» — составлена Юрием Мамлеевым: стихи Пушкина и Лермонтова, Блока и Есенина, Хомякова и Тютчева, Бальмонта и Волошина. Отдельным приложением идут «Стихи русских поэтов о Китеже» — Майков, Хитрово, Ахматова, Брюсов, Белый, Клюев, Волошин, Вячеслав Иванов.

Особое удовольствие в этой книге — яркие, красочные иллюстрации, в основном изображающие Китеж. При внешне скромной обложке  внутри — богатство красок! (Такое решение оформления видится весьма символичным и перекликается с содержанием.) На обоих форзацах — столь любимые мною «Сирин и Алконост» Васнецова (раньше были у меня на заставке в фб).

Вненаходимость Китежа тревожила меня с детства. Вот это: он есть, но его нет. Ведь почти все города из услышанных и прочитанных в детстве былин (Киев, Новгород, Чернигов) можно было обнаружить на карте, но не Китеж. И это волновало.

В книге Горичевой и Мамлеева Китеж — это и прообраз рая на Земле, и мистическая, вечная душа России, источник творчества русских поэтов. Очень близок мне и авторский тезис, обозначенный в предисловии: «Любовь к России усилилась фактом нашего пребывания на Западе. Все духовное здесь давно стало мертвой абстракцией». 

Цитаты из первой части:

«Нищета духовная, соединяясь с болью богооставленности, погружает нас в отчаяние. … Мы живем во времена апокалиптические, посткатастрофические, пусть даже «к этой катастрофе все привыкли, а этот «апокалипсис спокоен». … Только смирением можно спастись». («Держать ум в аде»)

«Древняя архитектура исполнена чувства достоинства и мира, как, например, церковь Покрова Богородицы на Нерли возле Владимира (1165) и Дмитриевский собор во Владимире (1194), которые являют собой воплощенную гармонию…» («Заступница усердная»)

«В.С.Соловьев, Достоевский пытались ввести дух в повседневность культуры, социальных отношений, истории вообще». («Заступница усердная»)

«… русская культура не переносит самодовольства. Добродетель видимая немедленно превращается в порок…» («Стыд и бесстыдство»)

«Не только человек смотрит на Бога, но Бог смотрит на человека, и это гораздо важнее, чем все остальное».  («Стыд и бесстыдство»)

«Бог не дает приказов, Он лишь приглашает…» («Кенозис любви — сострадание»)

«Русскому человеку порой проще умереть, чем сдвинуться с места для какого-нибудь скучного дела». («Кенозис неотмирности — бесполезность»)

«Прошлое больше не тяготит нас. Не тяготит и не служит опорой». («Сиротство»)

Цитаты из второй части:

«… гений Лермонтова занимает совершенно особое место в истории русской духовной культуры. … Его любовь — другая, внутренняя, направленная на какую-то тайную суть России…»

«… излишняя активность, завершенность противоречат русской идее безграничности, выходящей за пределы нашего восприятия».

«В уникальных по мощи стихах Андрея Белого поражает, например, одна строка: «В пространствах таятся пространства», — что соответствует идее русской матрешки, а именно: Россия скрывает в себе иную Россию, идея России идет вглубь самой себя».

«Непроявленность России оставляет поле для тайны…»

«Поэзия Есенина — контакт с сокрытым миром изначальных качеств русской души и русского бытия, введение в новый невидимый град Китеж, в град сокровенных пластов русского бытия». 

Опубликовано Татьяна Веретенова

Филолог, литературный критик.