
Татьяна Горичева, Юрий Мамлеев «Новый град Китеж» (Традиция, 2020)
Так светло, радостно, отрадно было на душе от этой книги последнюю неделю, что не решусь о ней умолчать. Анализировать тоже не решусь — слишком она глубока и серьезна. Обозначу лишь несколько ключевых моментов и приведу впечатлившие цитаты.
Книга имеет подзаголовок «Философский анализ русского бытия» и впервые была опубликована в Париже в 1989 году. Состоит из трех частей и приложения. Первая часть «Об истощании в русской культуре» написана Татьяной Горичевой и представляет собой собрание коротких статей: «Святое и творческое начало», «Заступница усердная», «Светлая мгла», «Стыд и бесстыдство»,…, «Детскость», «Нищета», «Сиротство», «Истощание истощания» — направленных на понимание русской духовности и религиозности. Эта часть дополнена коллекцией цитат из русской духовной, философской и светской художественной литературы (например, жития, Свт. Тихон Задонский, Преп. Силуан Афонский, В.А.Розанов, Н.А. Бердяев, Ф.М.Достоевский, П.Я.Чаадаев).
Часть вторая — это обширная статья Юрия Мамлеева «Философия русской патриотической лирики», в которой он, анализируя многим с детства знакомые стихи, стремится уловить то, что скрыто, обозначить тот метафизический, даже мистический образ России, что представлен в русской патриотической лирике. Третья часть — «Избранные стихи русских поэтов о России» — составлена Юрием Мамлеевым: стихи Пушкина и Лермонтова, Блока и Есенина, Хомякова и Тютчева, Бальмонта и Волошина. Отдельным приложением идут «Стихи русских поэтов о Китеже» — Майков, Хитрово, Ахматова, Брюсов, Белый, Клюев, Волошин, Вячеслав Иванов.
Особое удовольствие в этой книге — яркие, красочные иллюстрации, в основном изображающие Китеж. При внешне скромной обложке внутри — богатство красок! (Такое решение оформления видится весьма символичным и перекликается с содержанием.) На обоих форзацах — столь любимые мною «Сирин и Алконост» Васнецова (раньше были у меня на заставке в фб).
Вненаходимость Китежа тревожила меня с детства. Вот это: он есть, но его нет. Ведь почти все города из услышанных и прочитанных в детстве былин (Киев, Новгород, Чернигов) можно было обнаружить на карте, но не Китеж. И это волновало.
В книге Горичевой и Мамлеева Китеж — это и прообраз рая на Земле, и мистическая, вечная душа России, источник творчества русских поэтов. Очень близок мне и авторский тезис, обозначенный в предисловии: «Любовь к России усилилась фактом нашего пребывания на Западе. Все духовное здесь давно стало мертвой абстракцией».
Цитаты из первой части:
«Нищета духовная, соединяясь с болью богооставленности, погружает нас в отчаяние. … Мы живем во времена апокалиптические, посткатастрофические, пусть даже «к этой катастрофе все привыкли, а этот «апокалипсис спокоен». … Только смирением можно спастись». («Держать ум в аде»)
«Древняя архитектура исполнена чувства достоинства и мира, как, например, церковь Покрова Богородицы на Нерли возле Владимира (1165) и Дмитриевский собор во Владимире (1194), которые являют собой воплощенную гармонию…» («Заступница усердная»)
«В.С.Соловьев, Достоевский пытались ввести дух в повседневность культуры, социальных отношений, истории вообще». («Заступница усердная»)
«… русская культура не переносит самодовольства. Добродетель видимая немедленно превращается в порок…» («Стыд и бесстыдство»)
«Не только человек смотрит на Бога, но Бог смотрит на человека, и это гораздо важнее, чем все остальное». («Стыд и бесстыдство»)
«Бог не дает приказов, Он лишь приглашает…» («Кенозис любви — сострадание»)
«Русскому человеку порой проще умереть, чем сдвинуться с места для какого-нибудь скучного дела». («Кенозис неотмирности — бесполезность»)
«Прошлое больше не тяготит нас. Не тяготит и не служит опорой». («Сиротство»)
Цитаты из второй части:
«… гений Лермонтова занимает совершенно особое место в истории русской духовной культуры. … Его любовь — другая, внутренняя, направленная на какую-то тайную суть России…»
«… излишняя активность, завершенность противоречат русской идее безграничности, выходящей за пределы нашего восприятия».
«В уникальных по мощи стихах Андрея Белого поражает, например, одна строка: «В пространствах таятся пространства», — что соответствует идее русской матрешки, а именно: Россия скрывает в себе иную Россию, идея России идет вглубь самой себя».
«Непроявленность России оставляет поле для тайны…»
«Поэзия Есенина — контакт с сокрытым миром изначальных качеств русской души и русского бытия, введение в новый невидимый град Китеж, в град сокровенных пластов русского бытия».
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.