Накануне итогов премии Большая книга-2020

Через несколько дней будут названы победители премии «Большая книга»-2020. Как бы там ни было, но списки премиальных авторов подсказывают выбор книг для чтения. Коротко о прочитанном.

  1. Евгений Чижов “Собиратель рая” (АСТ, РЕШ, 2019) — хотя этот роман уже получил премию «Ясная Поляна», но именно его хотелось бы видеть победителем. Ибо очаровывает своей идеально выверенной структурой и безупречным стилем, ощущением какой-то надмирной гармонии. Прохладный и медитативный философский роман из тех, что дарят новые ракурсы знакомых смыслов. История о времени (как в нем жить, как с ним взаимодействовать), о попытке главного героя — Кирилла — противостоять времени, отрицать его. Память и убивающая ее болезнь, отношения сына и матери, московская барахолка и ее обитатели. Роман идей и двойников, главные герои бродят по февральской Москве (примерно 2003 г) и немного по холодному Нью-Йорку.
  1. Александр Иличевский «Чертеж Ньютона» (АСТ, РЕШ, 2020) — интенсивно интеллектуально насыщенный роман об отношениях сына и отца, о возможности преодоления конфликта между рациональным и мистическим мировоззрением, о том, что поиск смысла превыше всего. На первый взгляд, динамичный травелог (по всему миру), но уже в середине романа герой останавливается и остается в Иерусалиме. Ньютон — образец уникального сочетания научного позитивизма с теологическими представлениями, а наука о Вселенной подразумевает знание о глубинном устройстве человека и сознания. Текст как будто стремится преодолеть условности романной структуры, нарастает облаками идей и смыслов (скрывающих сюжет) и трансформируется в повествование, скорее, поэтическое.  (Короткий список премии Пятигорского).
  1. Алексей Макушинский «Предместья мысли. Философическая прогулка» (ЭКСМО, 2020) — роман-размышление об идеях и судьбе известного философа русской эмиграции Николая Бердяева, и шире — о европейской мысли первой половины 20 века; прояснение своей философской (все-таки) позиции, отталкиваясь от Бердяева и приближаясь к Камю. Основа сюжета — рассказ о прогулке-паломничестве, совершенном автором 29 марта 2017 года по пригороду Парижа Кламару (от дома, где жил Бердяев) до соседнего Медона, где жил французский теолог Жак Маритен, к которому Бердяев и ходил в гости. Признаюсь, наиболее созвучная и интересная мне из прочитанных в этом году книга (читанная долго и внимательно), заставившая меня «прояснять» себя и написать довольно подробный отзыв. (Третье место по результатам читательского голосования Большой книги.)
  1. Тимур Кибиров «Генерал и его семья» (Индивидуум Принт, 2020) — большой (больше 600 страниц) и прекрасный роман о советском генерале. Основное действие — в 70-е годы в военном городке Шулешма-5, где и служит генерал-майор Василий Иванович Бочажок. Основой для сюжета становится не служба, а его отношения с близкими, прежде всего с дочерью Анной. Просторный и свободный (да, в лучших пушкинских традициях) роман наполнен доброй авторской иронией, языковой игрой и литературными, кино- и бытовыми приметами той эпохи. Автор никуда не спешит, вступает в диалог с читателем или с героями,  а порой присядет на скамеечку и исходит ядом политических обид (цитаты из документов, а как же?). И конечно, это роман поэтический, с обилием стихов авторских (Кибиров все-таки крупный поэт) и не только, с эпиграфами к главам из русской и европейской литературы. Сила романа — в образе главного героя — «хорошего и честного человека», «светлого рыцаря» генерала Бочажка и его подвиге. Да, да — «в жизни всегда есть место подвигу», пусть даже внутрисемейному.
  1. Михаил Елизаров “Земля” (АСТ, РЕШ, 2020) — этот тяжеловесный роман захватывает, потому что написан в языковом плане талантливо и убедительно, рукой мастера, но он не завершен, поэтому оставляет послевкусие дисгармонии, неполноты. Главный герой, двадцатилетний Владимир Кротышев, отслужив 2 года в стройбате, осенью 2006 года начинает работать в похоронном бизнесе в Загорске у своего брата Никиты и становится участником борьбы двух похоронных комбинатов. Много недетской рефлексии (как-то плохо вяжущейся с образом двадцатилетнего героя), много мата и странноватой философии. Роман получил премию «Нацбест» и первое место по результатам читательского голосования Большой книги.
  1. Василий Авченко, Алексей Коровашко «Олег Куваев: повесть о нерегламентированном человеке» (АСТ, РЕШ, 2020) — первая полная биография писателя, геолога, путешественника, автора знаменитого романа «Территория». Авторам удалось собрать и систематизировать много фактов жизненной и литературной судьбы Олега Куваева (1934-1975), дать анализ его текстов, обозначить исторический контекст его творчества. Но, к сожалению, книга написана именно в такой стилистике, как я сейчас про нее пишу. Куваев остается в тексте довольно абстрактным объектом исследования и не становится живым, ярким, бесконечно свободным и романтичным, каким, похоже, он все-таки был. Но все равно очень любопытно, и спасибо, что написали.
  1. Наталья Громова «Насквозь» (АрсисБукс, 2020) — несколько странные (очень, извините, женские) мемуары, сочетающие реальное и вымысел. История о самоопределении, прояснении своих — философских и литературных — интересов, о своей семье, об отношениях с отцом, о жизни в разных районах Москвы, а главное — осмысление эпохи, времени, что досталось (героиня 1960-го года рождения). Книга понравится сторонникам либеральных взглядов; меня же, признаюсь, снобизм и чрезмерный индивидуализм автора несколько задевал. Однако читалась книга легко (что называется — на одном дыхании); при порой сумбурном, эмоциональном, каком-то фрагментарном повествовании текст выигрывает за счет языка — точного, простого, ясного и образного.
  1. Шамиль Идиатуллин “Бывшая Ленина” (АСТ, РЕШ, 2019) — старательно прочитанный до конца, этот роман так и не смог мне понравиться. Возможно, он понравится тем, кто любит читать газеты. История о токсичной свалке рядом с одним провинциальным городом, о жизни одной семьи и о местных политических интригах. Совершенно искусственная конструкция, газетный язык, картонные персонажи. Признаюсь, этот роман для меня самое большое разочарование прошлого года, и я в недоумении, как он смог оказаться в коротком списке. (На фото нет — уже не помню, куда его дела.)

Еще в коротком списке Большой книги (но я не читала):

Ксения Букша «Чуров и Чубаров»,

Григорий Аросев, Евгений Кремчуков «Деление на ночь»,

София Синицкая «Сияние «жеможаха»,

Павел Селуков «Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы»,

Дина Рубина «Наполеонов обоз».

О некоторых книгах из длинного списка, не оказавшихся в коротком списке, но более чем достойных внимания. 

Захар Прилепин “Есенин. Обещая встречу впереди” (Молодая гвардия, 2020) — масштабный, очень добротный исследовательский труд, вышедший в серии ЖЗЛ. Строго документально, порой буквально по дням Прилепин восстанавливает и описывает жизнь Есенина. Об этой сложной, противоречивой жизни Прилепин говорит очень спокойно и предельно объективно; выстраивает определенную концепцию 12 смерти Есенина (доказывает, что это было самоубийство). Здесь все соразмерно: большой писатель создал большую книгу о большом поэте. 

Валерия Пустовая “Ода радости” (Эксмо, 2019) — прекрасная, эмоциональная документальная проза авторитетного критика, предельно личный и искренний рассказ об осознанном, остром проживании своей жизни во всей ее полноте; рефлексия радостей и печалей (смерть мамы, рождение сына). Похоже, обладает психотерапевтическим эффектом: книга-объятие пробуждает эмпатию и вдохновляет любить жизнь, благодарить, действовать и главное — да — радоваться. Идеальный, образцовый язык. 

Александр Стесин “Нью-йоркский обход” (НЛО, 2019) — книга о повседневном гуманизме и доброте. Автор — врач-онколог, специалист по радиохирургии, живущий и работающий в США. На страницах книги можно обнаружить “лоскутное одеяло” Нью-Йорка: Бронкс и Бруклин, Квинс, Вудсайд, Гарлем. Но это еще и лоскуты различных национальных культур: индийской, корейской, пуэрториканской, филиппинской, — и соответственно различных мировоззрений. При вовлеченности в судьбы конкретных пациентов автор сохраняет нейтральную позицию наблюдателя по отношению ко всему этому национальному многообразию, хотя живо всем интересуется. По ходу повествования Стесин выбирается из жанра “записки врача” в направлении этнографических наблюдений и даже травелога и добирается в итоге до философского эссе, до попытки примирения западной и ведической философии и ключевого вопроса книги: “Во что я верю?”. 

Андрей Аствацатуров “Не кормите и не трогайте пеликанов” (АСТ, РЕШ, 2019) — название позаимствовано с таблички в одном из парков Лондона, а сам роман (по признанию автора) является продолжением его книги “Осень в карманах”. Легко опознается тот же главный герой, питерский интеллигент, отстаивающий свое “пеликанство”, — принципиальный и нелепый, тактичный и уязвимый. История любовная и слегка детективная: герой внезапно отправляется в Лондон, сталкивается с совершенно разными людьми, с интересом наблюдает происходящее, но не позволяет окружающим нарушать границы его личного пространства, сохраняет свою внутреннюю свободу. В романе вялая композиционная структура, текст сохраняет единство за счет словесных повторов на стыке глав.

Мария Бурас “Истина существует. Жизнь Андрея Зализняка в рассказах ее участников” (Индивидуум Принт, 2019) — первая биография великого русского лингвиста, академика Андрея Анатольевича Зализняка (1935 — 2017). Его ученица и друг Мария Бурас собрала ее из воспоминаний самого Зализняка (расшифровка аудиозаписи) и устных рассказов знавших его людей — она организовала весь материал в хронологической последовательности событий его жизни. Такой подход дал тексту объемное многоголосье: человек 25 — коллег, учеников, родственников и школьных друзей — вспоминают о гениальном ученом. Мне книга интересна еще и потому, что лекции Зализняка посчастливилось слушать в годы университетской учебы. 

Ольга Погодина-Кузмина «Уран» (Флюид, 2019) — роман-реконструкция рассказывает о событиях 1953 года. Реконструкция подразумевает моделирование исторически достоверных событий, и поэтому роман опирается на документальные материалы и архивные данные (приведены в тексте), воспоминания свидетелей. Небольшой городок строится в советской Эстонии рядом с секретным “Комбинатом N 7”, поставляющим уран для атомного проекта. Убийства, диверсии, шпионы, отголоски военных событий, смерть Сталина, идеи и сила воли, расщепление сознания, аллюзии к различным Божествам и адскому огню, жизнь коренного населения и судьбы многих-многих людей наполняют страницы “Урана”. Роман порадует читателей, предпочитающих насыщенное событиями, последовательное сюжетное повествование. Почти в каждом эпизоде происходит какой-то новый сюжетный поворот, меняющий направление всей истории. И этим роман неизбежно напоминает сценарий, пожалуй, даже сценарий сериала.

Виктор Мартинович “Ночь” (АСТ, РЕШ, 2019) — фантастический роман, постапокалиптический травелог с философским подтекстом. К языку есть вопросы — авторский перевод с белорусского. Завязка сюжета: однажды утром не взошло солнце и электричества тоже больше нет (только батарейки — они и становятся валютой). А дальше это роман испытаний: Книжник (главный герой) направляется из Минска в сторону Непала, где во время катастрофы находилась его любимая. Много приключений, опасностей, встреч с удивительным. Автор советовал воспринимать текст как философскую притчу. Возможно потому, что этот роман прежде всего про поиск себя и про поиск Бога. 

Опубликовано Татьяна Веретенова

Филолог, литературный критик.