О трех новых книгах РЕШ

Коротко о свежепрочитанном после сентябрьской книжной ярмарки в Манеже.

  1. Евгений Водолазкин “Сестра четырех” (нереальные истории в двух действиях) (АСТ, РЕШ, 2020) — четыре пьесы — “Сестра четырех”, “Пародист”, “Музей” и “Микрополь”, каждая из двух действий. Пьесы не совсем настоящие, потому что подразумевают не столько постановку на сцене, сколько чтение вслух. Сочетание комедии и трагедии (в духе гоголевского “Ревизора”) — одновременно смешно и страшно. Основная идея всех пьес (кроме, пожалуй, последней) — смерть рядом! Герои и вовсе не настоящие — человеческие типы, характеры, социальные роли, профессии: доктор, депутат, муж, жена, массажистка… И большинство из них — не те, за кого они себя выдают — прямо толпы хлестаковых. Вот вдруг персонажу, в отличие от прочих, досталась фамилия — Бубенцов. Не сомневайтесь — конечно же, он не Бубенцов, а некто иной! В пьесе “Музей” — о превращении смерти потенциальной во все более реальную — действуют якобы исторические личности — Сталин, Киров и другие. Но нет. Не забудьте прочесть авторское предисловие: “Герои — Сталин и Киров, место действия — СССР тридцатых годов. Я бы мог их назвать, допустим, Соловьевым и Ларионовым, но тогда пришлось бы отдельно  объяснять, что один — волевой, а другой — не очень. … Обычно я избегаю писать об исторических лицах, потому что реальный контекст отвлекает. Речь ведь идет не о конкретных людях, а о человеческих типах”. Все пьесы в этом сборнике — о человеческих типах. На презентации Евгений Германович рассказал, что писал эти пьесы в перерывах между написанием романов, и лишь заглавная (про пандемию) была написала этой весной.
  1. Марина Степнова “Сад” (АСТ, РЕШ, 2020) — очень хороший, долго (9 лет) и старательно писанный роман, наполненный яркими героями и увлекательным сюжетом. В тексте просматриваются стилистические отголоски Тургенева, Толстого и Чехова; внимательная работа с языком (свивальник, полушка, охлюпкой, щанки, отнорочек, коломянковые блузы и спальная комната). Конец 19 века, богатая дворянская усадьба в Воронежской губернии, семейство князей Борятинских… У княгини рождается поздний ребенок — дочь Наталья.  По признанию автора, это роман о воспитании; о воспитании и его результатах. И здесь очевидно, что Марина Степнова доверилась тексту, следовала за ним, не зная, куда он ее выведет. И хотя история композиционно завершена (читатель видит жизнь сада на протяжении многих лет, до самой смерти), но финал остается полуоткрытым, позволяющим мечтать о продолжении этой истории. Да, главные герои романа — конечно, вымышленные, но при этом там полно реальных исторических персонажей — например, Александр Ульянов.
  1. Захар Прилепин “Ополченский романс” (АСТ, РЕШ, 2020) — новая (и похоже, итоговая) проза о войне на Донбассе. 14 разных по объему рассказов, объединенных многими героями, в основном ополченцами. В отличие от прошлогоднего романа “Некоторые не попадут в ад” (почти дневникового, но все-таки публицистического, в который была опрокинута, выплеснута авторская боль), новая книга освобождена от активного авторского “я”; в ней — временная дистанция, художественное осмысление войны. Позиция автора скорее в том, что первым стоит рассказ “Жизнь” и его главный герой — пацифист, который отказывается идти в ополчение, но способен в напряженной военной ситуации и позаботится о других, и проявить лучшее в себе. Основная часть рассказов — истории и эпизоды военных действий; повествование спокойно-деловое и почти лишенное политических акцентов. В “Ополченском романсе” — уважение автора и благодарность тем, чья судьба, чье предназначение — воевать. Очевидно, что у героев — капитана Лесенцова, лейтенанта Вострицкого, привозящего гуманитарную помощь Суворова, ополченцев Лютика, Скрипа, Лесника, Худого, Абрека, Дака и других — есть прототипы. Таким образом, это книга-памятник всем, кто воевал: и тем, кто погиб, и тем, кто остался жив. И еще книга о том, как возвращаться после войны к мирной жизни — предпоследний рассказ “Работяги”: бабушка Вострицкого формулирует важнейший нравственный вопрос: “Что делать-то? … Как отмолить и спасти тех, работа которых была — убивать?” И финал этого рассказа: “Бабушка обернулась к ополченцам, распахнув свои теплые руки: мир, деточки, мир”. “Ополченский романс” — война и возвращение с войны к нормальной жизни, к миру.

Опубликовано Татьяна Веретенова

Филолог, литературный критик.