Сильные стороны романов Гузели Яхиной

Сильные стороны романов Гузели Яхиной “Зулейха открывает глаза” и “Дети мои”.

  1. Оба романа прежде всего показывают эволюцию характеров главных героев (что и предполагает жанр романа).  Трансформация человека, становление его личности — это главное, о чем пишет Яхина. Трудности, посланные судьбой, не разрушают ни Зулейху, ни Якоба Баха. Наоборот, они будят их внутренние силы, потенциальные возможности, и к финалам романов читатель видит иные, преображенные характеры.
  2. Главное в обоих героях — служение. Бескорыстное служение другим. На мой взгляд, в этом основная идея романов. И разгадка феномена Яхиной. Это ее собственный подход к литературному творчеству.
  3. Масштаб. Осмысление судьбы конкретного человека в масштабе исторических событий. Это большая ответственность, на которую решаются редкие авторы. Осмысление истории страны. Яхина этой ответственности не боится.
  4. Знанием национального колорита обусловлена поэтика романов. Знание татарской культуры, языка и традиций; активное использование фольклора (Зулейха). Знание культуры немцев Поволжья; сказочная поэтика, пословицы (Якоб Бах).
  5. Умение создать яркие образы и показать драму жизни.

Для тех, кто еще не читал:

“Зулейха открывает глаза” (2015) — роман о судьбе татарской крестьянки времен раскулачивания; о ее женской силе (заботе, материнстве, любви). Зимой 1930 года в татарской деревне у Зулейхи убивают мужа, а ее саму вместе с другими переселенцами отправляют в Сибирь.  Далее события развиваются в поселке переселенцев Семрук, на берегу Ангары. (Победитель премии “Большая книга-2015”).

“Дети мои” (2018) —  роман о немцах Поволжья. Время действия 1917-1937. Но это только фон. На мой взгляд, роман интересен образом главного героя, школьного учителя Якоба Баха, развитием его характера, его мистическим мировоззрением и тем, как он выстраивает свои отношения с людьми (в частности, с детьми)  и с Богом.  (Третье место “Большой книги- 2019”.)

Оба романа опубликованы в редакции Елены Шубиной (РЕШ).

В романах помимо сильных сторон, можно, конечно, заметить и слабые: есть фактические недочеты, есть стилистические и языковые промахи. Но к изображению деталей можно придраться во многих произведениях, гораздо важнее понять авторский замысел.

Опубликовано Татьяна Веретенова

Филолог, литературный критик.