Парящая гармония. О книге Арины Обух «Муха имени Штиглица»

Парящая гармония.

На прошлой неделе прочла чудную, легкую и умную книжку Арины Обух «Муха имени Штиглица». «Муха» — это художественное училище имени Веры Мухиной (оно же академия имени Штиглица) в Петербурге. Главная героиня-автор — молодая (всего 23 года) художница и писатель, так что текст с замечательными иллюстрациями. (С детства люблю книжки с картинками.) Короткие рассказы про училище и Петербург, про учителей и подруг, про улицы, кафе, Эрмитаж…. Если быть точнее, то в книгу включено четыре цикла рассказов. И вроде бы все очень реалистично, узнаваемо, но одновременно постепенно возникает некое сказочное пространство, в котором уместны драконы, царевны, рыцари, бабочки и рыбы, но неуместен, например, кофе из пластикового стаканчика. Автор плетет текст,  как паутинку, — легкую, прозрачную воздушную. И рисунки такие же — все на них как будто висит в воздухе, или парит, или летит куда-то… В рассказе «Падали и смеялись» герои падают, падают, смеются….. Но ведь никто не упал, не ушибся, не ударился! Вот такая магия. «Мой вопрос повис в воздухе»  (цитата из этого рассказа) Но дело в том, что в этих рассказах все висит в воздухе и замечательно себя чувствует. И на картинках нет поверхности, нет опоры.  В тексте нет описаний — только действия и диалоги, только передний план. ( «- Ты скачешь. Ты сама себя перебиваешь. — Но у меня же клочковатое сознание…»  — из диалога автора, очевидно, с редактором). Да, клочки, мазки, отдельные пятна, импрессионизм какой-то… Но зато какой возникает замечательный мир (наверное, это и принято называть художественным миром автора). И вся эта парящая гармония осмыслена наблюдательным взглядом художницы, взглядом, внимальным к цвету и деталям, взглядом иногда осознанно-наивным, а иногда самокритичным. Эта книжка (не получается назвать просто книгой — потому что легкая) отличается от прочих радостью, радостью жизни, искренним молодым восторгом. Просто «Ах!»

Опубликовано Татьяна Веретенова

Филолог, литературный критик.