Маленький отзыв на «Маленькие сказки» Юрия Нечипоренко


               Эти необычные добрые сказки-притчи учат всматриваться в людей, лучше их понимать, обнаруживая, что является главным для человека. Большинство сказок метафорически названы по некому яркому качеству человека (по сути речь идет о разнообразии и нестандартности характеров и поведенческих моделей): «Человек-пропасть», «Зеркальный человек», «Снежный человек», «Человек со ржавчиной», «Человек с мягкими краями» , «Человек, который светился». Безусловно, взрослым тоже впору узнавать себя в этих портретах — в этих сказках заметно проявлен принцип гоголевской зеркальности. ( Меня в этом плане порадовала сказка «Лань неуловимая».) Одну — самую маленькую — осеннюю сказку позволю себе процитировать целиком. «Ловец падающих листьев»: Жил-был человек, который который любил ловить листья на лету… Ему было жаль до слез — до слез жаль, что такая красота падает наземь. Он приносил домой вороха листьев, зарывался в них и засыпал. До следующей осени.»
              А еще эти сказки вовлекают в процесс творчества: тексты (да и рисунки в книге) как будто лишены завершенности — у многих открытые финалы и призывы досочинять: «А вы что-то знаете об этой лани?», «Может быть, вы знаете больше?». Часто сказка предсталяет собой рассуждение вслух, становится приглашением к разговору, даже не к диалогу, а к общей беседе. Причем образ читателя (слушателя) предстает во множественном числе.
              Маленькие сказки можно назвать притчами, потому что в них образная мудрость, уважение к мистике жизни, к непонятному в ней. Эту мистику приоткрывает «Сказка ночных колышков»: » Ночные колышки переиначивают нашу жизнь. Они торчат в поле, и каждую ночь их переставляют. …. Эти колышки что-то закрепляют и связывают, что-то ограничивают и огораживают. В зависимости от этого человеку что-то днем позволено сделать, что-то у него получается, а куда-то вход воспрещен, и он туда не попадает, как ни стучи… …. Как же мы про это знаем? А так просто. Знаем, и все. Может быть, вы знаете больше? А уж эти колышки про нас знают все». У меня, например, эта сказка вызвала ассоциации с ведической астрологией, с влиянием планет и созвездий на судьбы людей.
              А сказка «Путеводная нить» предлагает научный взгляд на мир: наука » описывает, открывает, измеряет, считает, предсказывает, помогает понимать друг друга», «Наука живет в ученых, творится в них — и выходит наружу, как шелковая ниточка тутового шелкопряда».
             20 сказок показывают мир во многом непонятный, но познаваемый; разнообразный в своих явлениях и характерах людей. Последняя, двадцатая сказка, — та, что сочиняем мы сами.

Опубликовано Татьяна Веретенова

Филолог, литературный критик.